Поход за Полярный круг. Кольский п-ов, река Умба 2014г. Отчет.

Отчет о водном путешествии третьей категории сложности по реке Умба пусть пишут руководители, которых оказалось ажно три штуки. Один заявил байдарки, другой - категорию двойку для новичков, а третий Адмирал - тройку для бывалых.

Мне, как любителю-воднику, совершенно по барабану было куда идти, лишь бы с этой компанией. Муж подтянулся из жажды приключений в свой первый водный сплав, но был разочарован. Поэтому впечатления у нас прямо противоположные. Мне понравилось, ему - категорически нет. По-крайней мере первая часть похода.

Из этого понятно, что поход условно можно разделить на две части - холодная в июле и теплая в августе. К сожалению, поход не делился на комариный и безкомариный, потому что комары были везде и всегда. А еще были мошки в неописуемом количестве и муравьи с муравейниками в человеческий рост. Из растительности - прекраснопахучий багульник, поля с иван-чаем и черника вместо травы. Так что Громыч при выборе места для палатки произносил важным нравоучительным тоном: "Сначала нужно выесть полянку для палатки, а то от черники следы остаются".

Как добирались

Заказывали автобус для переезда в Москву, затем поездом до Аппатит, потом заброска газельками до пос.Октябрьский р.Умба. Про добирание вот:

Крыжовник, коньяк, автобус.
Мы едем на север глобуса.
Кино и мягкие кресла -

И мелкие такие девицы,

Картишки и разговоры,
И песни под шум мотора,
И Сиразеев встает на истинный путь,
Ну, скорей бы уж отдохнуть.

Холодная часть

Как только мы добрались до реки, начался моросящий дождик, который с переменным успехом сопровождал нас до первой днёвки, до 1 августа. Временами было очень холодно. Очень.

Спасало все обмундирование, которое удалось добыть попрошайничеством у друзей еще в Нижнем. Без гидры и носков без пяток я бы гикнула.

Муж офигел от того, что каждый день нужно собираться и разбираться, быть обкусанным комарами, мыть посуду и прочий повседневный быт. Поэтому устроил лежачую забастовку, пришлось отдуваться мне. Его скрежетания зубами и сжатые кулачки доводили меня аж до слез.

Первый порог Падун

Я не пошла. Не пошли байдарочники по объективным причинам непроходимости для них. Я испугалась. И призналась себе в этом. Интересное чистое сильное переживание своего страха и бессилия. Там еще на дереве висят две каски, оставшиеся от двух погибших девочек. Памятник из камней туристу с кружкой чая и сигаретками. Во мне заговорил голос моей мамы, которая за меня очень переживает всегда, мол, у тебя дите, будь осторожней и все такое. Я, конечно, трусиха та еще. Да еще впервые в жизни видела столько воды, поэтому чисто по-девчоночьи психанула. Поплакала опять же, конечно, как без этого.

Философия утерянного мешка

Дежурили мы по четверо, так как группа в 22 человека требует усердий, чтоб ее накормить. Чета Кабукаевичей, прожженых туристов старой закалки, позволила нам помогать им в оба наших дежурства, что было великой милостью с их стороны. Потому как Николавна умеет сварганить ресторанный обед в походных условиях с минимальными усилиями. Это песня.

И вот она же и плакала весь вечер о своем пропавшем мешке. Муж ее утверждал, что точно выгружал его на берег. Но мешок никак не находился. А Николавна ныла и ныла, что при ее вдумчивом и складном характере совершенно не типично. Оказалось, что энто така хитрость. Мешок был выловлен на следующий день ниже по реке в прибрежных кустах, высушен и торжественно вручен бедолажнице. Нужно просить, требовать и причитать о том, чего тебе хочется. И да будет это!

К слову сказать в наше первое дежурство были съедены все припасенные десять пакетов семечек, аниматоры работали, мафия была непобедима, Кракодил доставил.

Философия мешка работает также и с веслами. В первый порог же было утеряно два весла (-2): мое - непривязанное, громовское, всаженное меж камнями. Ныть мы начали сразу, всех проходящих мимо туристов спрашивали про весло. В результате, в тот же день нашего дежурства нам насильно было вручено одно байдарочное весло (+1), которое потом нашло свою прекрасную хозяйку, которая расцеловала покрасневшего Громыча (-1). И найдено деревянное самодельное прекрасное весло для ката (+1). До конца похода было найдено еще два катамаранных весла (+2), не менее прекрасных. Так что по веслам мы в прибыли. Кстати, терял и находил и занимался обменом весел все тот же Громов, мальчик-авария.

Пропущенная стоянка

Очень я переживала, когда мы пропустили ту стоянку. Мы гребли по шивере  и гребли, кричали "обливной" и "табань", нас мочило сверху и снизу, Кабукай за моей спиной трясся от холода так, что раскачивало катамаран. Короче, непросто гребли. И уже бы и встать бы, все замерзшие и мокрые. И вот уже наши байды и кат причаливают у той стоянки, но поленившись подняться, снимаются и плывут дальше.

А вот это они зря. Мы не поленились сбегать наверх и там было чудо. Чтоб согреться, я сделала марш-бросок по тому лесу. Лес сказочный совершенно, белый мох и сосны, сочетание невероятное. Стоянка с баней внизу у речки, со столом и лавками, со всякими удобствами. Эх. Снилась мне потом.
В реале это очень красиво, уж поверьте.

Дневка 1

Потом была дневка. Мы сушились и делали праздник для новоявленных трех дедушек и одной бабушки - все той же Кабукаевишны. По этому поводу вот на мотив Сплиновской "Выхода нет":

Жили-поживали, работали, растили детей,
Иногда ходили в походы:
Покоряли горы, проплыли немало морей
И встречали солнца восходы.

Припев:
Вдруг подросли,
Внуки пошли,
Девчонки в роддом и полетели,
Тимур родился
И внучка Хвоста,
Растет уже третье поколенье
Защитим их от бед , Защитим их от бед.

Стали Хвостовы дедулями:
Женька родным, а Миша двоюродным дедом,
Оля с Андрюшей все лето гордятся своим,
Если что помогут советом.

Припев тот же
Сколько лет пройдет - будут также в походы ходить,
Только еще большим обозом.
Кабукаевы внучонка в байдарке станут возить,
Ну а Женек на моторе
 Припев тот же

Мантра на солнышко

Практическим путем было выяснено, что если в ливень петь определенную мантру, то на следующий день будет ясно. Так мы и выцыганили у Кольского полуострова солнечные дни, которые сопровождали нас уже весь оставшийся путь. Мантра простая. Поется Только под дождь:

Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошко,
Посвети немножко.

Петь тихо и с подвыванием, чем больше народу поет, тем надежней.

Да, была еще мантра на разгоняние туч: Улетай туча, улетай туча, улетай - петь до улетания тучи. Вот и результат.

Другие пороги

Все остальное было не страшно вовсе. Действительно, как говорит моя сестра, "лишь бы хоть побултыхало". Наши шестиместные баржи переваливались с важностью и неторопливостью по всем порогам. Было даже местами весело. С последнего порога уже у моря кувыркнулся Мишка с ката и то по причине полной непристегнутости. Пока он спасался, крепко держа весло, весь кат помирал со смеху.

Рыба, купанье, петроглифы

Рыбу ловили наши рыбаки повсеместно - но, только на тех участках, на которых было разрешение. Хариус мешками и одну Семгу. Ее мы засолили и все досталось по бутерброду. К слову, местные жители называют рыбой только семгу. Остальное не рыба. О как.

Купались в холодной Умбе, даже мыли голову и стирали. Ничо, теплее чем на Лухе на майские.
Два раза была баня, одна полевая, другая понтовая. Чуть ниже о понтовой напишу.

Заезжали на остров с петроглифами, что находится в Канозере. Так. Ну тыщ им по шесть лет. Большой камень, на нем выкарябаны человечки со стрелами.

Хорошо хоть у нас был Женька, а у Женьки мотор. А то бы мы эти 23 километра Канозера гребли два дня.
Эти белые ночи сбивали с толку, гребли мы до упора, а потом оказывалось, что уже, блин, ночь и хочется спать, поэтому почти не пели на гитаре и не играли по вечерам. Тупо падали. Зато спали все крепко.

пос.Умба и море

Перед морем была дневка у подножия поселка Умба городского типа. Девочки очень хотели помыть голову теплой водичкой, мужики хотели пива. Я разрывалась.

Пошли мы в гору, собирались, как на бал. Вытащили всего по два-три дня ношенные чистые рубашки и почти чистые носки и пошли. Нарядные.

Общественная баня была закрыта. Но Николавна сгоняла на мерседесе до частной и договорилась по 400 рэ с носа на два часа. Шли мы туда минут сорок разучившимися ходить ногами и нагруженные пивом. По жаре. Кучкой в 15 человек. Дошли. Оказалось, что баня натоплена, но лектричества нет и поэтому нет горячей воды. Все к лучшему. Наш главный Адмирал сторговался попариться всей могучей кучке на два часа за тыщу! Ну и куркуль... Купаться бегали к речке. К концу второго часа дали горячую воду, головы стали чище, народ расслабленней, деньги съэкономленней. Мы были счастливы. Послали гонца.
А потом был торжественный выход в море. Где счастье было однозначно.

На мотив песни "5Nizza" - "Ты кидал", подкрики - Табань! и Обливной! Припев - "Ты килял, тыкитыкитыкилял"

Белое море, много камней,
Сто километров до Кандалакши,
Слышатся крики "Ну-ка, нашей!"
Это гуляют Наши.

Умба - поселок городского типа,
Сто километров от Аппатитов,
Кончилось пиво - вот ведь алкАши,
Это гуляли Наши!

Дождь, шивера, река, порог,
Скоро комарики свалят с ног,
Смотрит грустно турист уставший:
Хорошо, что вокруг все Наши..

Да, Темик выучился плавать на Белом море. Загорая в заливе, мы слышали восторженные вопли: "Я плыву!".

А еще были блины с черникой и сгущенкой, игрища и песни. И море было и вправду белым. И теплым.

Возвращение

По дороге в Кандалакшу водитель рассказывал Андрюхе про свою встречу со снежным человеком, после которой полгода болел, сил не было, про НЛО и всяческие аномалии, про то, что он не ест курятину и свинину, только оленину  и рыбу. Рыбой же зовется только Семга (см.выше).

На вокзале ходила бомжиха и гоняла чертей "На место!".

В вагоне ехало только две тургруппы - мы и еще одни с Валаама. Ночью таскали вещи в автобус. В автобусе почти не спали. Мама встретила ежиками и супом, кот откусил от радости хвост, но об этом в другой раз.

Еще раз спасибо Леше Козлову, Сергею Ивановичу и Костериным за предоставленное оборудование. Вы очень мне помогли понять - надо ли мне это. Надо.

1. Ирочка! Благодарю! Какая песнь льется из твоих уст! Заслушаешься! Как вместе с тобой сходила.Счастье испытала! И посмеялась, и с тобой поговорила! Ты- ЧУДО!

2. круто!!)
    а расскажи подробнее историю про снежного человека, НЛО и прочее? может отдельным постом даже, о - видишь, заявки пошли))

3. Андрюха сидел впереди с водителем-сказочником. Только по его словам. Я то в буханке с мужиками водку пила ))) ничего не слышала, так как громко смеялась. Андрэ говорит, что водитель видал этого снежного метрах в пятистах, думал сначала, что медведь на задние лапы встал, но он так на ногах и ушел. Большой, метра под три. Плохая примета его увидеть, водитель болел полгода. Встать не мог, сил не было

4. НЛО увидели менты над трассой и поехали за ним. Сказочник говорит часов шесть ехали, так и не догнали. Пьют они там много

5. Стихи интересны по форме и по содержанию. Напоминают рубленый стих Маяковского. Под них можно шагать в строю! Видно, чувства тебя одолевали!