Кризис трехлетнего возраста?

Кризис трехлетнего возраста? Но ведь ему еще нет и двух с половиной! А уже начался портиться характер. Например, последние пару недель в ответ на мое признание ему в любви неизменно отвечает: "А я тебя не люблю. Ты плохая". Больно слышать, но не могу не признать, что это для него всего лишь игра такая. Принимаю. Это у него самосознание развивается. Он отдельно от мамы. Он сам.

В ответ на извечный вопрос взрослых: "Мальчик, как тебя зовут?" Колян уже давно отвечает: "Я котенок Вася. А это моя большая кошка Мама". Наотрез отказывается признавать, что он мальчик, что он Коля. Котенок Вася и все тут!



Зато появилась новая игра. Он носит угощение. Принес сегодня в зал печеньку, раскрошил ее на ковер и говорит: "Я принес тебе угощенье, мама. Кушай". И ведь не поругаешь даже. Сказала, что надо крошить в тарелочку. Да еще в преддверии Нового Года куча разговоров с ним по поводу подарков, праздника. Теперь он придумывает, что, мол, приходил Дед Мороз и принес подарок.

Начался период отрицания. Коля, суп вкусный? - Нет, не вкусный. Гулять пойдем? - Нет, не пойдем. И наоборот - с гулянья домой пойдем? - Нет, не пойдем. Это уже обычное дело.

Зато начал спрашивать разрешения. Это забавно. "Мама, похухай (послушай), я хотел тебе сказать что-то. Не знаю что. Моня (можно) я поигаю? - Можно."

Тут на днях ходили они с папой гулять, купили ледянку (по моей же просьбе). Вернувшись домой, Колян гордо рассказывает: "мама, мы с папой купили эту. Сами. Без тебя. А в магазине."

Стал помогать. "Мама-кошка, я помогу тебе маленьким клеем". И начинает мазать клеем где ни попадя. Благодарю и отбираю. Но и по делу помогает. Наконец-то достало у него и у меня терпения, чтобы собрать в коробку все кубики. Был очень гордый. Рассказывал папе, что собирал игрушки. Сам. Боже мой, как это гордо у него получается говорить - САМ.


Кушать сам, правда, по-прежнему не хочет. Уж и голодом морю, и сама ухожу. Будет сидеть голодный над тарелкой с кашей и ждать меня.  Приходится часто его шантажировать - вот доешь кашу, тогда дам печеньку. Или соберешь игрушки, будем новую игру играть. Часто делает вид, что не слышит, и просто уходит. Если одеваться, то всегда убегает. Терпение, мой друг, терпение. Воспитатель мой. Колян воспитывает во мне чувство терпения. Что в общем-то характеризует взросление. Мое взросление.

Вопрос ПОЧЕМУ. Почему нельзя? Почему на лесенку нельзя? Почему летом можно, а снег выпал и нельзя? Да потому что неудобно лезть на лесенку в зимней одежке, варежках и сапогах. Почему? А когда снег растает? А когда лето будет? А когда баба приедет? А мы поедем к бабе на велосипедике? Нет. А почему? Пытаюсь быть говорливой и еще раз терпеливой.

Коля меня воспитывает и многое запрещает. Например, руками закрывает мне рот, если ему самому хочется поговорить с кем-то. Мне также запрещено работать на компьютере (только мультики смотреть), разговаривать долго по телефону, читать книжку и пылесосить. Это он просто не выносит.

Режим дня у нас неправильный напрочь. Но все мои побуждения исправить это ни к чему не ведут. И все почему? И по какой причине? как спрашивал ослик ИА в одном мультике.


Коля плохо засыпает вечером. После чистки зубов, горшечных дел, мы ложимся и читаем. Читаем долго, иногда по часу. Потом я выключаю свет, и он начинает возиться. Это может продолжаться еще час. Уснув, он через какое-то время просыпается еще раз на горшок. Потом спит до утра, но крутится, возится и раскутывается. В результате, я засыпаю намного позже его, да еще мои книжки, кои я читаю по ночам, плюс то, что я "сова" по своему биологическому ритму и тоже плохо, ужасно плохо засыпаю. И овец считаю, и расслабляюсь, и мысли прогоняю. Ходов много, но они, как правило, не работают. Часто засыпаю уже засветло.
Вот почему утром мне тяжко вставать. А Колян дрыхнет по утрам вообще как из пушки! Встаем поздно - в половине одиннадцатого. Пыталась заводить будильник на полдесятого. Неделю целую! И ни разу не смогла встать. ))) А днем Колька еще хочет спать. И спит с четырех до шести вечера. Ну какой тут режим! Пыталась днем не укладывать. Тогда часов с семи вечера начинаются капризы-перекапризы, а засыпает все равно не раньше 12. Вот что делать!? Отправить к бабушке на перевоспитание. Они встают рано, могут и Кольку пораньше поднять.

Сейчас нужна твердость духа, еще больше терпения, чем раньше, спокойствие, только спокойствие. Сын пробует, до какой степени я могу "прогнуться", ищет пределы моему терпению. Капризничает не по-настоящему. Это слышно. Хоть и со слезами. Посматривает на меня - как я реагирую. Не поддаваться на манипуляции. Незаметно проводить свою линию. Твердый распорядок дня. Ну, как у нас )))

Вот, что советует интернет:
  • не командовать, а сотрудничать (давай вместе, давай я тебе помогу или помоги мне..)
  • задавать вопросы выбора вместо вопросов действия. вместо "хочешь пойти гулять?" спрашивать "куда пойдем гулять - на площадку или в парк?", "какую шапку оденешь синюю или красную?"
  • упрямство упирается в упрямство. Чем сильнее давишь, тем сильнее отпор. Мягко настаивать, но не давить.
  • позволять делать самому все, что захочет, терпеливо ждать, не кидаться помогать.
  • вместо команды "Одевайся быстрее" - сказать "Кто быстрее из нас оденется?" "Кто первый на горшок?" - превращаем в игру и соревновательность.
  • чем дольше уговариваешь его, тем дольше он упрямится и капризничает. Иногда нужно просто сказать и все. Безо всяких там. 
  • Слушать ребенка. Слушать и слышать. Чего он говорит, когда играет, что он спрашивает. Вообще слушать больше. Обращать на него внимание, а не просто накормить, почистить зубы, поиграть. 
  • Запретов должно быть не очень много. штук пять. 
  • Отвлекать и привлекать. Не зацикливаться. Не заморачиваться. Все это часто не так серьезно, как кажется. Это игра. Все игра. Хорошо бы играть с удовольствием в маму-папу-ребенка.
И вообще с людьми и с сынком в частности надо почаще использовать приемчик "взрыва шаблона". Он ждет, что я закричу на него, а я лягу на пол и буду валяться. Он ждет, что я буду уговаривать его спать, а я возьму и засну сама. Ну что-то в этом роде. Не оправдывать негативных ожиданий, делать неожиданности, лучше приятные.


2 комментария:

  1. Неплохие советы, но лучший - слушать и слышать. Войти в его мир и ПОНЯТЬ, почему он котенок, а не мальчик. Почему добрая, любящая, веселая мама его затрахала добротой, любовью и весельем.
    А еще, Ириша, очень советую проверить Коляна на гипервозбудимость. Судя по всему, это его фишка. А для гипервозбудимых детей необходим особый подход - ищи а инете по этому признаку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://irmihson.blogspot.ru/2012/12/blog-post_18.html Ну вот, чтобы разобраться, пришлось целый пост написать в ответ. Нет, не гиперактивный Колька. Насчет котенка только пока не знаю

      Удалить